Удивительное место в этических трудах Кропоткина: "Толстому пришлось очень много и тяжело перестрадать, прежде чем он пришел к тем же самым заключениям, но различным путем; т. е. прежде чем он пришел к заключению, что он, как сознательная часть Божественного Неведомого, должен выполнять волю этого Неведомого, которая состояла в том, что каждый должен работать для общего блага" До этого Кропоткин отвергал религиозное обоснование морали без рассмотрения аргументов, очень жёстко и бескомпромисно высказывался о религии вообще и давал такое странное сциентическое обоснование морали, что из него логически можно вывести лишь расизм, а никак не анархизм. По всей видимости, так на его взгляды повлияло тогдашнее положение Церкви в обществе. У нас много сейчас говорят, что Церковь, это не толпа праведников, а собрание кающихся грешников. Но, видимо, для человека внешнего и праведники и грешники сокрыты, а наружу выступает лишь бездушный механизм подчинения и подчинённости. Чего говорить, известный факт, что в Империи на Евхаристию ходили не ради неё, а за справкой, которую требовало государство. И т.д. и т.п. И вот Кропоткин и воспринимал религию и религиозное обоснование морали как просто некое внешнее принуждение. И, надо сказать, выступал против такого псевдорелигиозного обоснования совершенно правильно, поскольку обладал верной интуицией, что мораль лежит в человеке, а не вне его. И тут Кропоткин, сциентист по недоразумению, сталкивается с живым мистическим переживанием Толстого, атеиста по недоразумению. И случается поистине чудо. Он не только не видит в таком религиозном чувстве до этого враждебной ему религии, но и принимает противоречащее всей его теории обоснование морали. До сих пор Кропоткин нелепейшим образом считал моральным то, что служит общему благу. Стоит ли говорить насколько это глупо? Даже в самих трудах Кропоткина указываются примеры того (но он не хочет в них углубляться). Тут же мораль лишь состоит в том, чтобы работать общему благу, а обосновывается волей Божественного Неведомого, сознательной частью которого является человек. И никакого возражение Кропоткин не делает, не выражает даже сомнения

Теги других блогов: религия этика Кропоткин